Недавно Центр культурного развития принимал однодневную выездную выставку «Велосипедные истории», организованную сотрудниками Нижегородского музеязаповедника в рамках федерального проекта «Пушкинская карта». Лукояновцы получили возможность увидеть велосипеды различных эпох и конструкций, в том числе уникальные экземпляры XIX века.
Один из организаторов выставки генеральный директор Нижегородского музея-заповедника Юрий Филиппов считает Лукоянов удивительным местом, по истории которого можно отслеживать развитие многих видов транспорта.
— Без преувеличения, вся жизнь города — это дорога. Прежде всего стоит выделить его расположение на Старосаратовском тракте. В девятнадцатом столетии сюда заезжали Александр Пушкин и другие знаменитые люди. Колеса телег скрипели от тяжести товаров, которые со всей округи везли на знаменитый лукояновский базар по понедельникам. Потом тут пролегла железная дорога, застучали колеса поездов. Наконец, по улицам начали сновать автомобили, — пояснил Юрий Филиппов.
В беседе он особо отметил роль тележного колеса, долгое время служившего людям. Кстати, в нашей местности их тоже делали. В книге «Ремесла Нижегородской области» читаем: «В северо-западной части Лукояновского уезда были широко распространены производство колес и выделка саней. Колеса производили в Силине, Силинском Майдане, Пое, Кирляйке, Гремячке. Здесь кустари изготавливали простые колеса к деревянным ящикам. Колесный промысел был совершенно самостоятельным, однако побочным производством. Основное — земледелие.
Во всех селениях в производстве было занято около 160 человек. Оно было организовано на открытом воздухе. В сараях устраивались верстаки, на которых строгали, пробивали ободья, вбивали спицы, просверливали ступку. Материалом для колесного производства служил дубовый, березовый и ясеневый лес. Покупка его разными селениями производилась в различных местах. При всей крепости и прочности изделия колесников отличались безыскусностью и грубостью.
Производством саней были заняты те же Поя, Кирляйка, Гремячка и отчасти Шутилово. В этих четырех селениях изготавливали простые сани для крестьян. Санники занимались на открытом воздухе, а также в сараях. В стороне от селения, вблизи воды обустраивали парню. Довольно значительное ее пространство занимала печь со встроенным котлом для распаривания полозьев. Такие помещения имел каждый кустарь.
Для выгибания полозьев использовался особый станок из большого дубового бревна, вытесанного в середине и закрепленного в земле. В нем делалась большая косая выемка, куда закладывали конец полоза, и пять-шесть человек за другой конец начинали постепенно его сгибать».
Есть задумка создать большую экспозицию о ремеслах нашего края. Ранее объемный материал по теме собрала краевед Фаина Кедяркина. Центром экспозиции Юрий Филиппов рекомендует выбрать именно колесо, вокруг которого крутилась жизнь уезда, а потом и района.
— Предположим, вы делаете торчащую из стены тележную ось с вращающимся колесом. Экскурсовод приводит его в движение и спрашивает, без чего не может крутиться ни одно деревянное колесо. Далее подогревает интерес. Например, все наверняка слышали поговорку: «Не подмажешь — не поедешь». Изначально она связана с крестьянским бытом — если ось телеги не смазывать, она быстро придет в негодность. А лучше всего защищает деревянное колесо от трения березовый деготь, — поделился своей идеей собеседник.
В общем, колесо, хоть велосипедное, хоть тележное — настоящая живая история. Как ни крути!
На снимке: Лукоянов посетила однодневная выездная выставка «Велосипедные истории»
Лариса СТЕШИНА
Фото автора